Каникулы заканчиваются, дети ещё отдыхают, а родители уже вздыхают: “Скоро начнётся!”

Потому что редко, кому удаётся влиться в учебный процесс сразу и безболезненно. Вместо сладкого утреннего сна – подъём по будильнику. Вместо дней, заполненных только тебе интересными делами – уроки, обязанности, домашние задания…

Да вспомните хотя бы себя в первые дни после отпуска! Кажется, море ещё шепчет, солнце ещё зовёт… Ох, и тяжко входить в рабочий ритм!

Чтобы смягчить этот резкий переход от отдыха к учёбе, можно подготовить детей к школьному периоду — 14 дней как раз хватит, чтобы плавно привыкнуть к новому распорядку. Наши советы будут полезны и будущим первоклассникам, и более старшим детям.

Вводите эти шаги постепенно. Наша цель – сделать ребёнка более самостоятельным, собранным, сосредоточенным. И тогда он сможет уделить внимание не поискам портфеля или потерянной сменке, а словам учителя на уроке. И ему будет гораздо проще.

Итак:

1

Восстанавливаем режим: заводите ребёнку будильник. Поставьте его для начала на два часа позже времени подъёма в школу, а за неделю до 1 сентября — на час раньше. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к режиму.

2

Включаем самостоятельность: переставайте собирать ребёнка на прогулку или ко сну. Вместо этого можно задавать наводящие вопросы: “Слушай, я что-то забыла — мы всё сделали перед выходом? Напомни мне, пожалуйста.” (сходить в туалет, попить воды, захватить рюкзак, взять телефон, проверить уровень его заряда)
“Так, давай подумаем, что нужно надеть? Какая одежда сейчас по погоде?”

Если что-то сделано не так, задайте уточняющий вопрос: “Ты уверен, что без брюк, но в куртке тебе будет тепло?” Если что-то было упущено, спросите: “А что ещё нужно сделать?”

3

Контролируем сборы в школу: предложите школьнику самому составить список необходимых канцтоваров. Пусть ребёнок проверит, достаточно ли у него ручек, карандашей, тетрадей и сам напишет список покупок в магазин.

4

Поддерживаем позитивную мотивацию: находим, за что можно похвалить ребёнка перед сном каждый вечер. Можно спросить: “Что ты сегодня сделал особенно хорошо?” И подтвердить: “Да, это у тебя получилось здорово! Гораздо лучше, чем раньше!”. Сравните новое достижение именно с прошлыми успехами самого ребёнка. Так он почувствует свой внутренний рост, поймёт, что у него получается развивать какой-то навык.

5

Начинаем вспоминать основные навыки школы: раз в день по полчаса немного читаем, немного решаем интересные задачи по математике, немного пишем, штрихуем – даём руке нагрузку и вспоминаем, как правильно держать ручку и карандаш. Обсудите количество занятий заранее, чтобы оно не казалось неподъёмным. Предложите ребёнку самому назначить время занятий и повесить расписание на холодильник. Идеально будет отмечать галочками или цветными маркерами каждый день то, что уже сделано — это очень вдохновляет и мотивирует.

6

Отрабатываем навыки самообслуживания: напоминаем ребёнку убрать за собой со стола. Следим, чтобы комната перед сном была прибрана. Ждём, пока дети сами оденутся на прогулку. Чем лучше ребёнок сможет сам обслуживать себя, тем проще ему будет в школе.

7

Включаем тайминг: спрашиваем, сколько времени ребёнок собирается заниматься каким-то делом, обращаем его внимание на время, просим следить за часами самостоятельно, ставить таймер. Многих детей увлекает составление расписания дня и отметки сделанного, пусть это даже “10.00 – 11.00 – играть в Лего, 11.00 – 12.00 – смотреть мультики”.

8

Тренируем осознанность: просим за ужином пересказать события дня, в ответ делимся своим списком. Восстановление последовательности событий в памяти очень хорошо тренирует системность сознания. На шумной перемене этот навык поможет школьнику вспомнить, в какой кабинет сказала идти учительница после обеда.

9

Улучшаем восприятие эмоций: на прогулке берём любую знакомую сказку или рассказ и проговариваем, что чувствовал каждый герой в процессе, какие эмоции испытывал. Например, когда мама Красной шапочки узнала, что бабушка больна, что она почувствовала? Что подумала? Что решила предпринять? Такой тренинг поможет ребёнку лучше понимать реакции окружающих.

10

Тренируем память: запоминание цепочки слов, игры типа “посмотри, отвернись, повернись и скажи, что изменилось”, “посмотри, отвернись, ответь на вопрос” и т.д. В эти игры здорово играть и по дороге куда-то, и пока вы занимаетесь домашними делами. Чередуйте ходы! Вашу память тоже неплохо встряхнуть.

12

Тренируем восприятие информации на слух: заменяем видео-контент аудио-книгами и сказками. Кстати, их здорово совмещать с рукоделием или штриховками, раскрасками.

13

Организуем рабочее место: постепенно приучаем ребёнка к порядку на рабочем столе. Здорово будет продумать места для ручек и карандашей, тетрадей и учебников. Тогда в школьное время не потребуется отвлекаться на поиски.

14

Вспоминаем технику безопасности: что делать в чрезвычайных ситуациях? К кому обратиться? Повторяем телефоны родителей, домашний адрес. Ещё раз проговариваем правила о личных границах. Такой разговор может встревожить ребёнка, поэтому можно повторить эту важную информацию в игре: “Давай, кто вперёд папин телефон запомнит? А кто вперёд – я твой или ты мой? А адрес наш помнишь?”

Есть и пособия, которые помогут вспомнить школьные навыки и улучшить внимательность и собранность:

И помните, что главное в подготовке к школе – сохранять спокойствие. Ведь дети ориентируются на эмоциональный настрой родителей. 

Хорошего вам окончания лета и начала осени!